Сайт Ричарда Баха » на главную Сайт Ричарда Баха
на главную   главная | форум читателей

Ричард Бах: «Я так похож на большинство людей»

- В книге «За пределами моего разума» главный герой оказывается в параллельном мире, где существа из более ранней эпохи развития авиации помогают ему справиться с проблемой, постигшей его маленький самолет. А в реальной жизни приключалось ли с тобой нечто подобное?

- Годами я пытаюсь писать в жанре художественной, а не документальной, литературы, и все равно мои книги переполнены реальными событиями! Да, то о чем ты говоришь, действительно со мной некогда случилось. Перестала крепиться в открытом положении дверца кабины. «И как мне починить этот чертов ригель?» А на следующее утро – вот оно, решение! И благодарность: «Спасибо, подсознание, я так тебе признателен». Откуда приходят ответы? «Ага! Значит, если эту детальку сюда, а ту – туда…» – решение, простое и гениальное, пришло в виде внезапной вспышки интуиции! «Но ведь кто-то должен был знать решение, прежде чем оно было мне передано!» Меня, конечно же, всегда влекут открытия, желательно те, что потаинственнее, и самовнушение типа «успокойся парень, тебе этот процесс не известен» – не действуют. Так что в следующий раз я наготове – караулю посланца из подсознания. Сижу, как гриф в засаде, и жду.

- И как тебе удается «подкараулить» видение? Как ты это делаешь?

- Ничего сверхъестественного. Это называется релаксационный отклик. Я полностью расслабляю тело, расслабляю ум, и представляю себя в мире, где все возможно, где все может случиться. Я смещаюсь назад по времени – в поисках того, что со мной произошло, кто этот посланец, откуда пришла информация… И вот я вижу (этот эпизод я включил в свою книгу) гигантский ангар. Он выглядит потрясающе реально. Такая четкость, ясность видения – я поражен. Мне показалось, что было в конструкции этого ангара нечто британское по стилю, то, как британцы обычно строят такие сооружения. Вернувшись в наш, обычный мир, я тут же полез в Интернет: Англия, ангары, аэродромы, старые самолеты... Поисковик выдал ряд сайтов, один из них – сайт аэродрома в Даксфорде (Duxford, в Даксфорде расположен один из крупнейших авиа-музеев мира. – прим. перев.), и фотографии. И тут у меня мороз прошел по коже – на одном из кадров передо мной тот самый ангар!

Ричард Бах: «Я так похож на большинство людей»
Вполне возможно, это и есть «тот самый ангар»

Я и теперь могу зайти в Интернет, кликнуть на сайте Даксфорда, и воочию увидеть это строение. Так вот, затем я опять вернулся в тот мир и встретил там людей с аэродрома. Для меня они – вполне реальные люди, хотя может, вы и скажете, что они придуманы, что они всего лишь персонажи книги. Но эти персонажи способны показать нам правду – действенную, практичную, каждодневную. И дать нам знание, которое изменит нашу жизнь, здесь и сейчас.

- Твои читатели, я знаю, обожают слушать истории из твоей жизни. Я давеча просматривал сайт Amazon.com, раздел отзывов на твои книги – как глубоко, оказываются, эти истории трогают многих и многих! «Чайка…», затем «Мост через вечность», «Единственная» – восхищение и признательность читателя идут по нарастающей. Как бы ты назвал то, что даешь людям, то, чего они так жаждут?

- Все это – не потому, что я какой-то особенный, а как раз по противоположной причине – потому что я так похож на большинство людей. Очаровывающие меня повороты судьбы – очаровывают многих. Нас – целая, огромная семья. Мы жаждем того мастерства, которое сможем проявлять каждый день своей жизни. Хотим верить, что мы не пешки, не покорные жертвы на этом планете, что внутри у нас хранится сила – здесь и сейчас изменить окружающий мир! Один из великих космических законов, я думаю, таков: что держишь в мысли – обернется реальностью в жизни. Начинают происходить странные совпадения, «случайные» стечения обстоятельств, задающие нам искомое направление. Внутренний голос шепчет: «А теперь поверни направо. Да, да, именно здесь, на этом перекрестке, где ты всегда сворачивал налево». И, удивляясь самому себе, ты поворачиваешь направо, недоверчиво улыбаясь. А через пару шагов попадаешь в поток, в полноводную реку «случайных» совпадений. Она подхватывает тебя и несет, несет, несет… И выбрасывает на берег в том самом месте, которые ты мысленно все время представлял.

- Частый случай в судьбе рассказчика, отображенного в твоих книгах. Удивительно видеть, как ты следуешь подсказке совпадений, стремишься к ним. В «Мосте через вечность» ты верил водительству, которое вывело тебя к Лесли Пэрриш – твоей родной душе (soulmate). И вместе с тем ты честно говоришь о страхе перед такими совпадениями, о задаче постижения их смысла.

- Столько всему еще нужно научиться. Только подумаешь: «Я понял! Так вот оно что происходит!» – как тебе показывают следующую стадию, еще одни подмостки для разворачивания удивительной игры. Конечно, твое понимание – это действительно шаг в новом направлении. Но этот может быть шаг на вершину горы – перед тобой открываются неведомые прежде дали! Новые пути, предназначения, истины ждут своего открытия.

- Вы все еще вместе с Лесли?

- Нет. То есть, Лесли и я больше не в браке. Родные души, на мой взгляд, не ограничивают себя узами законного брака. Есть обучающая связь между такими душами. Между нами с Лесли долгие годы была такая связь. А затем пару лет назад Лесли сказала: «У нас с тобой разные цели, Ричард». Я томился по своим маленьким приключениям и хотел писать, писать, писать. А Лесли тяжело проработала все свою прежнюю жизнь, и потому хотела покоя, хотела замедлить ритм, не ускоряться. Не деньги, вопросы семейного быта или человек со стороны разделили нас – мы искали разное будущее. Она была по-своему права – и я был прав по-своему. И пробил час совершить выбор. Можно было, конечно, сохранить брак – за счет подавления: «Ни ты, ни я не в состоянии быть теми, кем хотим». А можно было разделиться – и сохранить любовь и уважение друг к другу. И мы решили, что брак – менее важен. И теперь живем порознь, разными жизнями.

- Появится ли когда-нибудь твоя книга об этих событиях?

- Не уверен. Я мог бы описать свое восприятие, но не ее. Я верю, что нас с Лесли вело. Вело найти друг друга, прожить вместе не один десяток лет, и разойтись. Брак подошел к концу – и можно назвать это провалом. Но ведь можно и успешным окончанием одного из «вузов» жизни. «Это была случайность, ничего нас не вело, мы, вообще, друг другу не родные души» – не надо так говорить. То стало частью нашего жизненного опыта, который мы избрали еще до того, как родились, опыта отпускать друг друга. Мы – два проявления жизни, решивших провести 21 год в одном пространстве-времени. А сейчас мы порознь, потому что решили пойти разным будущим. Я опять женился, начал новое приключение – а Лесли начала свое. Однако мне никогда не забыть, что она всегда была для меня – родная душа, а я – для нее. Мы вместе прожили ценнейшие уроки.

- Расскажи, если не против, немного детальнее о своей теперешней жизни. Ты живешь на тихоокеанском Северо-Западе. Твой быт старомоден? Ты избегаешь современной техники?

- Мне, может, и хотелось бы таким выглядеть, но вот мы сейчас разговариваем с тобой, Гейл, и я смотрю на экраны своих двух компьютеров. Я открыл, что почти у всех летчиков одна часть их души – на острие прогресса, другая – предпочитает старые пути. У меня, например, два самолета. Первый: «Цессна Скаймастер», супер-модернóвый продукт XXI века. Вся приборная доска – в дисплеях, полным-полно электроники. Это самолет для «быстрой езды», для полета по приборам, для (как говорят летчики) высотного полета. И это один способ летать, очень интересный.

Ричард Бах: «Я так похож на большинство людей»
Тот самый «Цессна Скаймастер»

А второй мой самолет: немудреный «Пайпер Каб» 1943 года выпуска. Простейший из когда-либо фабрично произведенных летательных аппаратов. Штурвал, как рукоять метлы, стальные трубки педалей руля направления, и, когда летишь, надо выглядывать из окна, чтобы увидеть, где находишься. Ни тебе радио, ни приборов (впрочем, нет, пардон, один прибор все же имеется – измеритель масляного давления). Откроешь «на ходу» дверцу – ветер свищет, далеко внизу – земля...

Ричард Бах: «Я так похож на большинство людей»
Немудреный «Пайпер Каб» 1943 года выпуска (экспонат авиамузея шт. Виржиния)

Начинал я летать как раз на чем-то таком, как «Каб». «Ричард, – говорил мне тогда внутренний голос, – тебе предстоит иметь дело с десятками различных самолетов, вплоть до самых современных. Но придет время и, научившись у них всему, что можно, ты пересядешь на старенький «Пайпер Каб». И по-настоящему постигнешь, что значит летать».

Ричард Бах: «Я так похож на большинство людей»
А на таких самолетах Ричард Бах летал, когда был капитаном ВВС США. F-84F, самолет лидера эскадрильи Баха, перелет Ливия-Франция (фото 1962 г.).

Я думаю, наше обучение заключается в следовании тому, что мы любим. Для меня – это полеты. Кто-то обожает парусные лодки, архитектуру, рекламный бизнес... Вот как мы научимся тому, ради чего пришли сюда. На этом направлении нас ждут события, которые вдохновят нас, наполнят силой, вызовут восторг, откроют новую перспективу. Оживет метафора нашей судьбы.

- Звучит, как одна из идей твоих книг: полет как метафора исследования бессознательного.

- Так и есть. Прежде чем смочь поднять в небо самолет, нужно сказать себе: «Я верю – это возможно». Ты идешь на взлетную полосу, и там стоит самолет. Как его поднять? Он весит целых двести тонн. Или только пять. Или, если небольшой, каких-то полтонны. Но и это чересчур, и это слишком много. Ты озираешься в поисках канатов, мощного домкрата. Но существует нечто невидимое, магическое, которое поднимет самолет под облака, как перышко. Не нужно постигать природу этой силы, чтобы побудить ее работать на тебя. Нужно просто попытаться. Сядь за штурвал, разгони маленький «Каб» всего лишь до каких-то 60 км/час – и наблюдай, что происходит. Смотри: его колеса уже не на земле! Чем больше обучился невидимому принципу воздухоплавания, тем больше свободы обретаешь. И точно также дело обстоит с невидимыми принципами Жизни. Если веришь, что тебя, шаг за шагом, ведет по жизни – то действительно ведет. Удивительное зрелище – наблюдать, как работает вся эта «механика».

Беседовал: Гейл Хадсон
Версия для печати | 2 февраля 2007 | Просмотров: 11711
Copyright © 2006-2010
Адрес для писем: